МБОУ «Средняя школа № 5»

Адрес: Владимирская обл., г. Кольчугино, ул. Гагарина, д. 8
Телефон: 8 (49245) 2-04-51
Эл. почта:
school_n5@mail.ru

МБОУ «Средняя школа № 5»

Владимирская обл., г. Кольчугино, ул. Гагарина, д. 8

Телефон

8 (49245) 2-04-51

Эл. почта school_n5@mail.ru

Питание школьников
Поиск

Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя (классный руководитель Семенова С.Н.)

ОБРАЩЕНИЕ

участников конференции классных руководителей общеобразовательных  организаций Кольчугинского района

 

г. Кольчугино                                                                               26 января 2016 года

 

Толерантность  -  это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при  этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Мы, участники конференции, обращаемся к классным руководителям, педагогам, родителям, всем  жителям нашего района.

Помните: дорога добра к будущему идёт через милосердие, терпимость, взаимоуважение и теплоту людских сердец.

Школа  - это живой многоцветный мир детей. У каждого ребёнка своя дорога, своя судьба и каждый должен чувствовать себя комфортно.

Толерантность может воспитать  только толерантный человек. Это требует от современного классного руководителя следующих личностных качеств: тактичность, терпеливость, готовность принимать ребят  такими, какие они есть, понимание своеобразия развития личности.   Классный руководитель должен быть открыт, не директивен, доброжелателен, ориентирован на постижение смысла поведения и поступков обучающихся, готов вступить в диалог.

При выборе содержания и форм работы классному руководителю необходимо учитывать:

1. в отношении учащихся:

- возрастные, индивидуальные особенности каждого обучающегося;

- этнический состав;

- отношение к религии;

- особенности взаимоотношений в коллективе;

- наличие и степень конфликтных отношений в классном коллективе.

2.  в отношении педагога:

-  собственные возможности.

 

Основные направления воспитания толерантности:

уважительное  отношение друг к другу (бесконфликтное общение, терпимое отношение к непохожему на тебя, доброта, милосердие, забота, культура общения);

толерантность в семье (уважение родителей, этика семейных отношений);

культурно – национальное пространство России (фольклорные традиции, менталитет, народные игры);

национальные культуры и традиции (этнографические знания о происхождении народов, своеобразие национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников, история религии, диалог культур).

 

Толерантность – это язык добрых дел и слов!    Желаем успеха!


 

«Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя».

Семёнова Светлана Николаевна,

учитель начальных классов,

классный руководитель 2в класса

 

«Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» сто тысяч «я»!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее…

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость... Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как толерантность.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивают на необходимость проведения специальной работы по формированию толерантности в школьной среде.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе.

Сейчас в моём классе обучается 9 девочек и 19 мальчиков, из них 8 человек из стран ближнего зарубежья. Я, как классный руководитель, часто сталкиваюсь с проблемой межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости и потому, одной из задач  своей работы считаю: формирование уважительного отношения ко всему, признание различий и индивидуальности каждого. Через все направления воспитательной работы проходит формирование толерантности. Для реализации своей цели я использую традиционные формы работы:

 

- классные часы;

- беседы, устные журналы;

- викторины, конкурсы;

- игры-путешествия;

- часы творчества;

- фотовыставки;

-литературно-музыкальные композиции;

- спортивные праздники и экскурсии;

- встречи с интересными людьми;

- акции добрых дел.

 

На  мой взгляд, они не потеряли на сегодняшний день актуальности.

Наш класс входит в детское объединение «Изумрудики», где девизом являются слова, способствующие формированию толерантности: «Иди, мой друг,  всегда  иди  дорогою добра».

В моем классе воспитание толерантности начинается с первого школьного дня в первом классе. Прежде всего, ребята знакомятся друг с другом, учатся обращаться   друг к другу по имени. Поэтому, на первой  неделе учебы  проводятся  игры, помогающие запомнить имена. А на классном часе «Все мы разные» мы с детьми выполняем творческую работу. На основе шаблона человека  дети рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности (нарисуйте себя более точно: одежда, прическа, цвет глаз и т.п.). Затем следует обсуждение: «Что общего у всех человечков (голова, руки, ноги....)? Чем они отличаются (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз...)?

Да, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Формирование толерантности продолжается постоянно, в том числе и во время уроков, где дети учатся слышать и слушать, вступать в диалог, работать  в парах и в группах,  радоваться успехам.

Коллективная  творческая  деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании,  формирует  умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях своих одноклассников.  Все это способствует  формированию толерантного отношения к окружающим.

С первого класса мы с  детьми ведем речь о доме, о семье. На классных часах ребята с удовольствием рассказывают о своих мамах и папах, бабушках и дедушках, о братьях и сестрах. Интересные рисунки были у детей на тему: «Рисуем милой мамочки портрет», «Я на бабушку похожа», «Это мой папа», «Портрет моей семьи».

На совместных праздниках ребята вместе со своими родителями рассказывают об истории своей семьи, о традициях, о семейных реликвиях. Особенно активны дети из многодетных семей, а таких семей у нас  в классе девять. На ежегодный  праздник «День матери» ребята готовят праздничный концерт и изготавливают подарки.

Благодаря сотрудничеству с родителями, мы принимаем участие в различных мероприятиях и конкурсах. Например, в конкурсе патриотической песни «Пою тебе, Отечество»! Участие в этом конкурсе сплотило ребят. Исполнив песню, они были горды тем, что являются гражданами великой страны и проживают в ней.

Уже стало доброй традицией в начале учебного года знакомить ребят с историей школы, со школьным музеем. Мы там частые гости.

Участие в спортивных мероприятиях также способствуют формированию толерантности.  Ребята побеждают и проигрывают. Но проиграв,  учатся радоваться  победе других. А еще мы любим путешествовать  по родному краю. Мы побывали в городах: Владимир, Александров,  Покров, Суздаль. Путешествуя по Владимирской области, стараемся узнать как можно больше об истории, о людях,  об их отношении к своей малой родине.

Мой класс  ежегодно принимает участие в разных  социально значимых  акциях: «Каждой пичужке по кормушке»,  «Голубая лента» и т.д. Участие в таких  акциях учит бережному отношению к природе.

А еще у нас в классе есть хорошие традиции, которые мы ежегодно проводим.  Это  дни  комплиментов, приветливых и добрых слов, день бантика, день объятий, день счастья. Ведь каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. От этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Вообще ученический коллектив нашей школы отличается добротой и отзывчивостью. В этом учебном году в  рамках акции «От сердца к сердцу» ребята начальных классов  оказали  помощь детям из реабилитационного центра. Не остались в стороне и мои ученики. Они от чистого сердца поделились  игрушками и  школьными принадлежностями.

Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: «Ваша работа достигла поставленных целей», но та обстановка доброжелательности, взаимопомощи, которая есть у нас в школе  и в моем классе, говорит нам, что работа даёт результаты.

А своим ученикам я всегда привожу в пример  слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека».

Презентация